МАДОУ "Детский сад № 30 комбинированного вида" город Казань

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами татарского фольклора.

Воспитатель татарского языка

 МАДОУ «Детский сад №30» города Казани

Закирова Эндже Анваровна

Обращение к фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, выбирая в себе все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно поэтому он сохранил свою воспитательную функцию и  в настоящее время. Фольклор может использоваться в воспитательно-образовательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.

Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей  к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре.

На современном этапе главная задача воспитания дошкольников средствами фольклора – обратить внимание на народную музыку, искусство, досуг наших предков, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Народный фольклор, изначально несет  в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

В воспитании дошкольников хорошо используется татарский детский фольклор. При отборе фольклорных произведений надо опираться на следующие принципы:

1. Доступность содержания детям  дошкольного возраста;

2. Познавательная и нравственная значимость;

3. Возможность формирования на их основе умения “чувствовать” окружающий мир.

Организуя знакомство с татарским фольклором, реализуются следующие задачи:

1. уделять особое внимание формированию связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность по средствам малых фольклорных форм;

2. формировать предметно-игровую среду для активизации познавательно-творческой деятельности.

Фольклор играет важную роль в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, а так же воздействует на познавательную активность, формирует духовно-нравственную основу.

Играть с ребенком – значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника и всех психических процессов, которые наиболее значимы для этого возраста: воображения, творчества, символического мышления (которое и станет основой изучения математики, компьютера, языков), социальных навыков, эмоций и т.д. Таким образом, в мою задачу как воспитателя татарского языка входит обеспечить ребенку условия, в которых развивалась бы игра. Через народные игры ребенок развивается не только творческий, но и физический.

Детям очень нравятся народные игры как: “Алтын капка”, “Тбтй”, “Яулык”, “Чума рдк,чума каз”, “Ал кирк,гл кирк”, “Члмк сату” и др.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка, на его развитие речи позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство в изучении языка, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом. Участвуя в  народных сказках, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. (“ Аю м Тлке”, “Торна белн Тлке”, “ч кыз”, “Ике кыз”, “Блк кемг?”, “Каз м Тлке”)

Театрализация или чтение  народных сказок  показывает, что данные произведения, адресованные детям, обеспечивают системный подход к развитию познавательной активности через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, которые забавляют и радуют его. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается и дольше сохраняется в памяти. Поэтому, в работе с детьми нужно  читать наизусть колыбельные песенки, потешки, диалоги, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

Более сложной формой работы являются фольклорно-игровые занятия. Большинство потешек и прибауток создавалось в процессе труда и быта в природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать. Потешки и прибаутки, пальчиковые игры, главными героями которых являются животные и птицы, помогают мне активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, пословиц, загадок, песен, сказок и.т.д. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. А знание и использование примет в повседневной жизни помогают детям развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

В работе с детьми можно  использовать приметы, правильность которых можно проверить. Например: «Кыш кне кич белн ккт йолдызлар янса, иртгесе кн салкын булыр.» («Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующей день мороза.»)

В татарском фольклоре есть много пословиц и поговорок,  отражающих гостеприимство народа:«Кто гостей не любит звать – тому и радости не знать!»,«Ипи ,тоз – яктыйз» и.т.д.

Древнее занятие татар отражает следующая пословица: «В дождь хлебороб отдыхает,  в шторм рыболов отдыхает».

При чтении татарской народной сказки «Аю м Тлке» (“Медведь и Лиса”)  можно знакомить детей с двумя татарскими пословицами: «С хорошим другом и горы свернёшь, с плохим горя хлебнёшь!», «Лучше с палкой и кнутом, чем с неверным спутником!»

На основе фольклора формируется кругозор ребёнка, развивается его умственное, эстетическое, нравственное воспитание. Умело, подобранные пословицы и поговорки учат морали нашего общества, передают веками накопленные знания.

Татарские народные праздники занимают центральное место при знакомстве детей с народным фольклором. В этих праздниках заложено все хорошо избранное с  татарского  фольклора. Через народные праздники  дети знакомятся с бытом, традициями, играми, песнями  татарского народа.  (« Смбел”, “Нардуган”, “Кагра боткасы”, “Нрз”, “Сабантуй”)

 Результаты проделанной работы  свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяют словарный запас  детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Так же  фольклор сознательно и целеустремлённо направляет ход мыслей детей, побуждает к подражанию, совершенствует ум и облагораживает  сердце ребёнка.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы национального самосознания, формируются чувства национальной гордости, толерантное отношение к представителям других национальностей, которые во многом определяют социокультурное развитие ребенка в дальнейшем.

17 октября 2013 в 16:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.